В рамках реализации научно-образовательного проекта «Тихоокеанская Россия» группа сотрудников НИИПБ СНГ во главе с заместителем директора Артемом Грачевым 15 – 22 сентября 2024 года осуществила выезд в Приморский край. Используя архивные документы, они провели исследовательские работы на ряде исторических объектов, связанных с построением системы обеспечения безопасности российского Дальнего Востока.
В частности, 22 сентября ученые посетили остров Аскольд с руинами заброшенного маяка, имевшего стратегическое значение и богатую историю.
Маяк 2 класса Аскольд был расположен в заливе Петра Великого Японского моря при входе в залив Стрелок в южной части скалистого острова Аскольд на мысе Елагина.
Этот высокий скалистый остров впервые был нанесён на карту в 1859 году под названием «Маячный» офицерами русских кораблей, плававших в Тихом океане. По результатам гидрографических работ экспедиции В.М.Бабкина остров в 1862 – 1863 годах получил нынешнее название по проливу Аскольд, который отделяет остров от материка. Пролив же описан экспедицией на клипере «Стрелок» в 1859 году и тогда же назван в честь фрегата «Аскольд», который в это же время плавал в дальневосточных морях. Аскольд же - легендарный первый киевский князь (864…882 гг.).
В 1874 году генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич одобрил составленный впервые в России Гидрографическим департаментом Морского министерства по его инициативе и под его непосредственным руководством «План постепенного производства работ по сооружению маяков, начиная с 1875 года». Планом предусматривалось строительство новых и переоборудование действующих маяков на всех морях России на период до 1890 года включительно, то есть на 16 лет. Это был первый в истории маячного дела России перспективный план. В дальнейшем развитие маячного дела в России и в СССР осуществлялось только в плановом порядке до 1990 года включительно. В последующие годы планирование развития системы навигационного оборудования морей в России не осуществлялось.