18 октября в Пекине завершился международный форум «Один пояс — один путь», посвященный 10-летию появления этой экономической программы.
Инициативу «Один пояс — один путь» в сентябре 2013 года выдвинул председатель КНР Си Цзиньпин. Он предложил объединить сухопутный и морской торговые пути, чтобы быстро и недорого доставлять товары в страны Юго-Восточной Азии, Африку, на Ближний Восток и в Европу. Для этого предлагается соединить два проекта — «Экономический пояс Шелкового пути», включающий несколько экономических коридоров, и «Морской Шелковый путь XXI века». На данный момент уже более 150 стран подписали с Китаем соглашения о сотрудничестве в рамках программы.
Проект назван в честь древнего Шелкового пути — караванного маршрута, соединявшего Китай и Европу через Центральную Азию.
В рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» планируется создать несколько экономических коридоров: Евразийский, Китай—Монголия—Россия, Западно-Азиатский, Китай—Пакистан, Китай—Индия, Китай—Юго-Восточная Азия. Ориентировочные сроки реализации проекта — 30 лет.
Ключевыми точками сухопутного экономического пояса станут Сиань (Китай), Алматы (Казахстан), Бишкек (Киргизия), Самарканд (Узбекистан), Тегеран (Иран), Стамбул (Турция), Москва и Дуйсбург (Германия).
Сейчас средний срок доставки контейнерных грузов морским транспортом из Китая в Европу составляет 45−60 суток. В случае успешной реализации проекта этот срок может сократиться до десяти дней.
В России в рамках проекта запланировано строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань, которая в перспективе может быть продлена до Иркутска, а в будущем стать частью ВСМ Москва — Пекин. Общая стоимость строительства оценивается в 7 трлн руб. Также построено два моста через реку Амур.
По мнению Си Цзиньпина, сухопутный проект поможет решить пять основных задач:
Помимо создания единой транспортной инфраструктуры проект подразумевает расширение таможенного сотрудничества, расширение масштабов финансовых операций между странами, создание финансовых институтов при различных региональных организациях (ШОС, БРИКС). Развитие гуманитарных связей поможет обмену в сфере культуры и науки.Отдельная составляющая – «Морской Шелковый путь». Планы по его созданию Си Цзиньпин представил в октябре 2013 года в Индонезии. Морской путь начнется в городе Фучжоу (провинция Фуцзянь), пройдет через Гуанчжоу (провинция Гуандун) и остров Хайнань, по Малаккскому проливу (Малайзия—Индонезия), затем через Индийский океан, обогнет Африканский рог (Кения) и направится в Красное и Средиземное моря. Второе направление МШП должно пройти из китайских портов в южную часть Тихого океана.
Главными портами «Морского Шелкового пути XXI века» станут Ханой (Вьетнам), Джакарта (Индонезия), Куала-Лумпур (Малайзия), Калькутта (Индия), Найроби (Кения), Афины (Греция) и Венеция (Италия).
Помимо южного пути Россия также предлагает Китаю и другим заинтересованным странам развивать Северный морской путь — судоходный маршрут, который является кратчайшим путем между европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана. На трассе СМП находится свыше 50 портов.
За десять лет инициатива «Пояс и путь» привлекла инвестиции почти в $1 трлн, что привело к созданию более 3 тыс. совместных проектов. По словам президента РФ Владимира Путина, страны Евразийского экономического союза в рамках инициативы «Один пояс — один путь» обеспечили проект инвестициями в сумме $24 млрд.
Китай уже увеличил товарооборот со странами вдоль маршрута пути с $1,04 трлн до 2,07 трлн. Население стран, участвующих в проекте, составляет 63% населения Земли, а ВВП этих стран превышает $21 трлн.
По прогнозу Всемирного банка, развитие инициативы «Один пояс — один путь» к 2030 году обеспечит 420 тыс. рабочих мест в странах, расположенных вдоль маршрута.